Волонтёры — один из ключевых элементов новой российской внутренней политики

В эти дни в Москве проходит «Международный форум добровольцев». Волонтёры (добровольцы) — один из ключевых элементов новой российской внутренней политики.

Формат мероприятий, состав участников и проектов, слова волонтеров, организаторов и политиков — всё это позволяет обозначить тут общественно-политическую роль, которую призван исполнять метапроект «Добровольцы». Некоторые из этих аспектов особо подчеркнул в своём интервью интервью Сергей Кириенко. 

По сути, предпринимается попытка одновременно форсированно решить ряд задач. 

Первая — «прокачать» третий сектор, резко увеличить вложения и объемы участия. Некоммерческие проекты и организации всерьёз пострадали в последние годы от ряда мер, поэтому теперь необходима перезагрузка. 

Вторая — партиципаторная идентичность. Благодаря системной работе предполагается из сонма проектов и их тиражирования создать единую ментальную ткань страны, сконструировать единое связанное пространство добровольчества. Это лишь один компонент идентичности, но он важен на фоне и так весьма призрачной общероссийской идентичности, выхолащивания внешних врагов и повышения иммунитета общества к мобилизации.

С этим тесно связано общественное самочувствие. Российский социум застрял между пессимизмом и мобилизацией, необходимо переключиться на позитив и ощущение надёжности, которое возникает от системной волонтёрской работы и о котором говорил президент. 

Люди поверили, что они могут не ждать, а менять свою жизнь и действовать — вот это важнейшая история. (С. Кириенко)

Третья задача — ответ на общественный запрос справедливости. Её можно восстановить самостоятельно с помощью государства.

Четвёртая — создание единой системы общих практик, что также служит формированию единства страны и её связанности. Схема будет работать следующим образом: волонтерский проект — отбор лучших практик — ресурсные центры — методическая упаковка — тиражирование, обучение, наставничество.

Пятая — отработка новых моделей финансирования значимых проектов. Помимо традиционного федерального (Фонд президентских грантов) необходимо также региональное софинансирование — для этого требуется создать в каждом регионе Фонды губернаторских грантов. Указанная модель обязательного регионального софинансирования также активно применяется для реализации нацпроектов. 

Шестая — повышение социальной ответственности бизнеса и его стимулирование к государственно-частному партнерству в социальной сфере. Это позволит частично вытащить крупные компании из раковин их корпоративных благотворительных фондов. 

Седьмая — политические аспекты. «Волонтёрство не связано с политикой», — сказал С. Кириенко. Смысл всей системы в том, что она сама и сфера её функционирования (область деятельности волонтеров) умышленно и показательно деполитизированы. 

Восстановление справедливости, обретение проактивной жизненной позиции добровольца-оптимиста — всё это происходит в большой, но ограниченной зоне неполитической общественной жизни. Однако, положительные результаты и настроения здесь (слой активных ответственных россиян с позитивным настроем и ощущением принадлежности к единой стране) должны затем экстраполироваться и на политику с экономикой. При этом подобному трансферу подлежат настроения, отношения и ощущения людей, но никак не сфера их деятельности. 

Добровольчество становится канализированной формой гражданского участия. Это внеполитический способ сублимации политического и социального напряжения. Запрос на более демократические политические процедуры частично удовлетворяется расширенным краудсорсингом и софинансированием волонтерских проектов со стороны государства. 

Добровольчество — это правильное дело, если нацелено на производство общественных благ, а не извлечение личных. Метапроект «Волонтёры» будет и далее развиваться в русле решения упомянутых задач. Но не стоит за всеми нашими рассуждениями забывать о тех реальных, добрых и правильных вещах, что делают сами добровольнцы по всей стране, отмечает ТГ-канал "Научно-образовательная политика". 

Источник: iarex.ru