Памяти Людмилы Алексеевой

Сегодня в Москве в клинической больнице № 15 на 92-м году жизни скончалась председатель Московской Хельсинской группы, правозащитник Людмила Алексеева. «В последнее время ей было уже трудно справляться с болезнью, но дух ее, как всегда, был гораздо крепче тела и гораздо сильнее любых болезней. Она оставалась правозащитником до последних мгновений, она действительно положила свою жизнь за други своя. Сказать, что нам будет ее не хватать, — это ничего не сказать. Это страшная потеря для всего правозащитного движения России», — сказал глава СПЧ Михаил Федотов. Он также подчеркнул, что дело Алексеевой «будет продолжать и Московская Хельсинская группа, и Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, и все правозащитное сообщество России».

Людмила Алексеева родилась в 1927 году в Евпатории, вскоре после ее рождения семья перебралась в Москву. В 1937 году Алексеевы поселились в коммунальной квартире, жильцов которой то и дело арестовывали. Людмила Алексеева писала в своей книге «Поколение оттепели», что происходящее тогда вокруг нее не казалось ей чем-то чрезвычайным, потому что иной жизни 10-летняя Людмила еще не видела. Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Алексеева вместе с бабушкой отдыхала на каникулах в Феодосии. После того, как отец Людмилы Алексеевой ушел на фронт (погиб в 1942 году — прим. ред.), ее вместе с матерью отправили в эвакуацию в Казахстан. Когда 14-летняя Алексеева узнала, что немецкие войска уже вошли в Подмосковье, то она пообещала себе бежать из Казахстана в Москву, чтобы бороться с фашистами, писала Алексеева в своих мемуарах. По возвращении в Москву Алексеева прошла курсы медсестер, чтобы пойти добровольцем на фронт, но из-за юного возраста ее не взяли. Тогда Алексеева решила трудиться в тылу — девушку направили на строительство станции метро «Сталинская» (сейчас «Семеновская» — прим. ред.).

В 1950 году Алексеева окончила исторический факультет МГУ. После чего училась в аспирантуре Московского экономико-статистического института (сейчас Московский государственный университет экономики, статистики и информатики — прим. ред.). Затем работала преподавателем истории в ремесленном училище в Москве, одновременно была внештатным лектором обкома ВЛКСМ. В 1952 году Людмила Алексеева вступила в КПСС. В своих воспоминаниях она впоследствии писала, что «в партию тогда проникали люди, лишенные нравственных принципов и стремящиеся исключительно к власти». Ее мучил вопрос, отчего возникает контраст между реальностью и тем, что декларируют с трибун представители официальной идеологии. В своих мемуарах Алексеева писала, что ее дядя пытался объяснить ей, что «никаких принципов социализма нет», есть только «шайка паханов». Свое первое замужество Алексеева также называла одним из способов убежать от пугавшей ее тогда реальности. Семейная жизнь и заботы о старшем сыне позволяли забывать об окружающей несправедливости эпохи Иосифа Сталина, писала позднее в книге «Поколение оттепели» Алексеева. 

Komsomolskaya Pravda Source, Global Look Press

После смерти Иосифа Сталина и ареста Лаврентия Берии в 1953 году Людмила Алексеева пережила мировоззренческий кризис и отказалась защищать кандидатскую диссертацию по истории КПСС и делать научную карьеру. В 60-е годы квартира Алексеевой стала местом встреч московской интеллигенции и диссидентов, хранения и размножения самиздата, интервью западным корреспондентам. В результате в 1968-м году Алексеева была исключена из КПСС и уволена с работы. Причиной увольнения стало выступление Алексеевой против преследования писателей Андрея Синявского, журналиста Александра Гинзбурга и поэта Юрия Галанскова.

В 1974 году Людмила Алексеева получила предупреждение КГБ о прекращении «антисоветской деятельности» и возможном аресте, через два года по предложению диссидента Юрия Орлова стала одним из учредителей Московской Хельсинкской группы в СССР, а в 1977 году Алексеева под угрозой ареста была вынуждена эмигрировать в США вместе со вторым мужем и младшим сыном. В США Алексеева вела программы о правах человека на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки», печаталась в русскоязычной эмигрантской периодике, а также в английской и американской прессе, консультировала ряд правозащитных и профсоюзных организаций.

В 1993 году Алексеева приняла решение вернуться в Россию. В мае 1996 года была избрана председателем Московской Хельсинкской группы. В 1998–2004 годах она была президентом Международной хельсинкской федерации по правам человека. В 2002 году по указу президента Владимира Путина Алексеева была включена в состав Комиссии по правам человека при президенте РФ, которая в 2004 году была преобразована в Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте России, а в 2010 году — в Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. 

В 2012 году Алексеева вышла из совета по собственному желанию. 

Фото из группы «Московской Хельсинской группы» в соцсети Facebook

Будучи уже в весьма почтенном возрасте Алексеева не переставала заниматься общественной деятельностью, даже когда этому оказывалось сопротивление со стороны ее недоброжелателей. Так, в августе 2004 года Людмила Алексеева получила письмо с угрозами от лидера «Славянского союза» Дмитрия Демушкина. Правозащитнице прислали лист, где был изображен снайпер и сделана надпись «Гиренко, Юров, Алексеева». За два месяца до этого Николай Гиренко был убит.

В 2008 году правозащитницу Алексееву забросали яйцами на пресс-конференции, в 2010 году, когда Алексеева возлагала цветы на станции метро «Парк культуры» в память о погибших в террористическом акте, на нее набросился некий Константин Переверзев и избил. 

В том же 2010 году изображение Алексеевой появилось на инсталляции «Здесь вам не рады» на Всероссийском форуме «Селигер». Пластиковая голова правозащитницы в головном уборе с нацистской символикой была насажена на кол.

Алексеева до последних дней жизни старалась защищать людей. Буквально на днях она вставала на защиту арестованного за пост в Facebook в поддержку «Нового величия» правозащитника Льва Пономарева. 

Komsomolskaya Pravda, Global Look Press

За многолетнюю правозащитную деятельность Людмила Алексеева была удостоена многих наград, среди которых французский орден Почетного легиона (2007), рыцарский крест ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (2008), командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2009), эстонский орден «Крест Маарьямаа» III степени (2012) и др. Алексеева имеет почетный знак «За права человека», учрежденный уполномоченным по правам человека в РФ (2001). Лауреат премии Улофа Пальме за 2004 год, премии Андрея Сахарова за 2009 год, Высшей юридической премии «Фемида» за 2012 год и др. В 2015 году Алексеева получила Международную правозащитную премию Вацлава Гавела.

«Людмила Алексеева была замечательным человеком, образцом настоящей, не крикливой гражданской доблести. Нет слов. Ее будет всем нам очень не хватать», — написал глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в своем Twitter.

Журналист Николай Сванидзе написал, что «Людмила Михайловна Алексеева была для всей страны одним из самых главных правозащитников в России». «Она была живым символом российской правозащиты. <…> Она относилась к людям поверх политических взглядов, она людей всегда ценила не за политическую позицию, а за человеческие качества. <…> Я думаю, что эта потеря невосполнимая и трудно себе представить сейчас на ее месте в правозащитном движении кого-либо. Это очень большая потеря», — написал Сванидзе.

«Для людей, которые жили в России в нулевые, Людмила Алексеева — не столько советский диссидент или историк диссидентского движения, сколько герой гражданского сопротивления той власти, которая есть сейчас, человек, который митинговал против этой власти еще до того, как это стало модно, человек, который протоптал нам всем дорогу на Болотную и на те улицы и площади, которые были после нее», — написал на своей странице в Facebook журналист Олег Кашин.

Источник: znak.com