Известный пианист, просветитель, организатор музыкальных фестивалей Алексей Гориболь всегда при знакомстве жмет руку и представляется: «Алеша». Ко дню рождения Бориса Ельцина 1 февраля музыкант представил в Ельцин Центре очередной вечер своей авторской программы из цикла «Послушайте!», а в марте выступит на сцене театра «Урал Опера Балет» как центральный исполнитель и музыкальный руководитель балетного проекта «L.A.D.» с постановкой на музыку современного композитора Леонида Десятникова. Алексей Гориболь встретился с корреспондентом Znak.сom и рассказал, как репетировал во время путча 1991 года под звуки проезжающих мимо танков, о знакомстве с семьей Бориса Ельцина и о планах на музыкальную программу в Президентском центре.
— Ваш цикл музыкальных вечеров «Послушайте!» в Ельцин Центре пользуется большим успехом у зрителей. Билеты на концерт к 91-й годовщине со дня рождения Бориса Ельцина и вовсе раскупили за считаные часы. Почему для этой программы вы выбрали название «Мудрость и страсть»?
— Название «Мудрость и страсть» связано с содержанием музыки и личностью Людвига ван Бетховена, произведения которого мы будем играть вместе с изумительным виолончелистом Рустамом Комачковым. Но мне кажется, что оно рифмуется и с личностью самого Бориса Николаевича.
— Вы лично были знакомы с Борисом Ельциным?
— К сожалению, нет. Но несколько раз наблюдал его. Борис Николаевич дружил с Мстиславом Ростроповичем и неоднократно бывал на его концертах. Однажды Ельцин приехал в консерваторию на вечер памяти Андрея Дмитриевича Сахарова, на котором играли великие музыканты — Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович. Он зашел в фойе, такой большой и лучезарный, а мы, молодые музыканты, как раз стояли неподалеку и осмелились поздороваться с ним. Буквально несколько минут он очень просто и дружелюбно с нами пообщался, но это оставило очень сильное впечатление. Ельцин был настоящий, живой, не забронзовевший лидер. Этим и объяснялась его огромная популярность.
— Я была уверена, что вы были вхожи в его семью и ближайший круг.
— С дочерью Бориса Николаевича — Татьяной Борисовной Юмашевой я познакомился десять лет назад в Вене. Со скрипачом Александром Тростянским и виолончелистом Рустамом Комачковым мы играли концерт в галерее «Альбертина». Среди гостей была Татьяна Борисовна с супругом. А два года назад я был впечатлен встречей с Наиной Иосифовной Ельциной. Я предполагал, что она удивительная женщина, но все равно был потрясен ее интеллигентностью, скромностью, живостью ума и великолепным русским языком. Она прослушала наш концерт с выдающейся певицей Олесей Петровой, сказала со сцены теплые слова, а потом мы чудесно общались за ужином. Для меня это стало значительным событием.
Наина Ельцина и Алексей Горибольпредоставлено пресс-службой Ельцин Центра
— Когда вы посетили Ельцин Центр впервые, что вас больше всего впечатлило?
— Первый раз я выступил в Ельцин Центре с уникальной певицей и актрисой Ольгой Дзусовой. Вместе с Верой Таривердиевой мы представили программу «Двое в городе» в честь 85-летия с дня рождения Микаэла Таривердиева. Прежде всего зацепило архитектурное решение и уникальная подсветка всего комплекса. А дальше я увидел концертный зал, великолепный рояль Steinway, арт-галерею, книжные магазины, выставочные пространства, кофейни. Все это произвело большое впечатление. Очаровала меня и замечательная молодая команда сотрудников Ельцин Центра. Это настоящие профессионалы. Ну и, конечно, грандиозный Музей первого президента России, сделанный по последнему слову музейных технологий. Больше всего в нем поразили троллейбус и последний, «финальный» зал — кабинет президента.
— А баррикады? Многих цепляет именно этот зал. Вам на момент путча в 1991 году было 30 лет, как раз мужчина в самом расцвете сил и осознанности. Вы участвовали в тех событиях?
— В те августовские дни с виолончелистом Олегом Ведерниковым, одной из ярчайших легенд музыкального Свердловска / Екатеринбурга, мы готовились к международному конкурсу камерной музыки, который должен был пройти в итальянском городе Трапани. Поэтому на баррикады мы выйти не решились. Все же музыканты должны беречь руки. Но танки шли мимо дома, где мы репетировали, играли музыку Бетховена, Шостаковича и Шнитке. Конечно, всей душой мы были там, у Белого дома. А конкурс, кстати, мы выиграли через несколько месяцев.
— Вы всегда поддерживали курс Бориса Ельцина и его политические решения?
— Я всегда уважительно относился к Борису Николаевичу. Могу рассказать такую историю. Когда в 1996 году во втором туре президентских выборов обострилась борьба между Ельциным и Зюгановым, мы с пианисткой Полиной Осетинской приехали в Петербург. Будучи москвичами, мы не взяли открепительные талоны для голосования, так как были убеждены, что второго тура не будет. Тогда мы на один день прописались у нашей знакомой скрипачки в Петербурге, и это позволило нам проголосовать за Ельцина.
Елена Лехова / JokerLab
— Как началось ваше сотрудничество с Ельцин Центром?
— Оно началось четыре года назад, когда я уже имел серьезный опыт организации музыкальных фестивалей и культурных проектов. Я подумал, что мог бы предложить интересную идею для Ельцин Центра, и позвонил первому заместителю исполнительного директора Людмиле Телень. Мы были знакомы с конца 80-х годов, когда она курировала выезд группы журналистов от легендарного издания «Московские новости» на конгресс в Гаагу, а мы с Олегом Ведерниковым были приглашены в культурную программу форума. Мы тогда были молодыми, озорными и в самолете пошутили: «У нас полный билет на виолончель, нам положено еще одно питание».
Людмила Олеговна устроила мне встречу с Татьяной Борисовной Юмашевой в Фонде Бориса Ельцина в Москве. Я думал, что беседа будет длиться минут пятнадцать, а она шла час. Я подробно представил идею проекта «Послушайте!», Татьяна Борисовна внимательно выслушала меня, и в итоге все сложилось.
Я рад, что за три сезона музыкально-просветительский цикл «Послушайте!» занял видное место на карте культурных событий Екатеринбурга. Сейчас, когда я выхожу на сцену «Урал Опера Балет» на финальный поклон в постановке «L.A.D.», я понимаю, что зал приветствует меня за работу не только в балете, но и в Ельцин Центре.
— Потрясающая постановка «L.A.D.» на музыку Леонида Десятникова теперь в репертуаре «Урал Оперы», вы будете искать, готовить себе замену или будете регулярно прилетать на спектакли?
— Когда вы увидите, как я существую в этом проекте, то поймете (уж, извините!), что замена невозможна. Конечно, я буду прилетать и с огромным удовольствием играть этот спектакль, который очень полюбил. Я дорожу сотрудничеством с замечательными музыкантами и прекрасным хором Оперы. И, конечно, я в восторге от выдающейся балетной труппы Вячеслава Самодурова.
Алексей Гориболь на поклоне после постановки «L.A.D.»Елена Лехова / JokerLab
— Кино-конференц-зал Ельцин Центра изначально камерный — 178 мест, а при современных реалиях, когда заполняемость должна быть не более 75%, и вовсе становится крошечным. Вас не задевает, что ваш уникальный проект «Послушайте!» имеет столь небольшое количество зрителей?
— Я обожаю камерные залы. На мой взгляд, значительные события не обязательно происходят на больших пространствах. Надо помнить, что славу Александру Пушкину сделали великосветские салоны и пятьсот читающих человек в Петербурге и Москве. А на средах у Вячеслава Иванова, в так называемой башне на Таврической улице, где звучали голоса поэтов всего Серебряного века, присутствовало обычно не более двадцати гостей.
— Вы смотрите телевизор, следите за новостями? Какие события вас тронули в последнее время?
— В первую очередь я смотрю по телевизору фигурное катание. Как и всех нас, меня тревожит ситуация с ковидом, из-за которой значительно сузилась посещаемость культурных мероприятий, срываются намеченные планы. Например, у проекта «L.A.D.» намечены гастроли по стране и миру, но из-за пандемии мы пока не можем это осуществить.
— А за современной эстрадой вы следите? Можете оценить творчество маститых звезд или кумиров современной молодежи?
— Не поверите — слежу. Знаю, например, кто такой Даня Милохин, кто такая Монеточка. Но я не имею права их оценивать, так как нахожусь на другой территории. Но они милые все. Мне нравится, как работает группа OQJAV, они играют инди-поп, и может быть, я приглашу их выступить в цикле «Послушайте!». Благодаря музыке Таривердиева удалось поработать с Тамарой Гвердцители и Иосифом Кобзоном. Не так давно Данила Козловский, с которым мы дружны, познакомил меня с Филиппом Киркоровым, и мы несколько дней тихо и чудесно общались на моем Левитановском фестивале в Плёсе.
Яромир Романов / Znak.com
— У вас много ипостасей: вы талантливый исполнитель, организатор фестивалей, музыкальный продюсер. Не хотели бы добавить в этот список что-то еще, например стать политиком, госслужащим?
— Политика — точно нет. Боже сохрани! Не хочу менять свою жизнь, я полностью доволен тем, что у меня есть. Единственное, что хотел бы, возможно, примерить на себя, — это интересная роль в кино или театре.
— Можете поделиться музыкальными программами, премьерами, которые ждут Ельцин Центр в этом году?
— В июне мы готовим приезд в Екатеринбург выдающегося композитора, автора легендарной песни «День Победы» и культового альбома «По волне моей памяти» Давида Тухманова. Это будет академический, романтический Тухманов. Слушателей ждет мировая премьера его вокальных циклов на стихи Иннокентия Анненского и австрийского поэта Георга Тракля в исполнении молодых солистов Большого театра Юлии Мазуровой и Николая Землянских. Кульминацией программы станут «Четыре танго Бориса Поплавского» в аранжировке ни много ни мало Леонида Десятникова, да к тому же в исполнении самого Давида Федоровича в сопровождении инструментального ансамбля.
Надеюсь, мое сотрудничество с командой Ельцин Центра продолжится еще многие годы. Ельцин Центр — это социокультурный кластер, который не имеет аналогов в мире. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Здесь я окрылен и вдохновляюсь на новые, нестандартные творческие идеи, которые позволяет реализовать это многофункциональное пространство.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Источник: